|
С В Е Т - В С Е М ! |
ДЕНЬГИ |
СЕРИЯ «ВСЯ ЖИЗНЬ — ЙОГА»
ДЕНЬГИ
Из работ Шри Ауробиндо и Матери
Составление:
Виджай
Перевод
с английского: Д. В. Мельгунов
И заблистали в той Пещере
тайной
Забытые ничтожным людом
чувств,
Хранимые в драконьих
лапах Ночи
Сокровища бесценные, что
дремлют
Под бархатистым
покрывалом тьмы
Без пользы, хотя могли бы
мир спасти.
Шри Ауробиндо. Савитри
ДЕНЬГИ И КОММЕРЦИЯ
Но если наука подготовила нас к наступлению века более широкой и
глубокой культуры и если вопреки и даже отчасти благодаря своему материализму
она сделала невозможным возврат настоящего материализма — материализма
варварского ума, то она способствовала, в большей степени косвенно вследствие
своего отношения к жизни и своих открытий, появлению варварства другого рода —
ибо нельзя назвать его по-другому — варварства индустриального, коммерческого,
экономического века, который в настоящее время движется к своей кульминации и
закату. Это экономическое варварство в сути своей представляет примитивизм
витального человека*, который ошибочно принимает собственное витальное существо
за свое подлинное «я» и считает его удовлетворение первоочередной целью жизни.
*(Витальное — жизненная сила, проявляющаяся в человеческом
существе в виде существа желаний, эмоций, чувств, побуждений, амбиций и т. д.;
витальный человек — человек, живущий преимущественно на уровне витального
существа и его желаний, чувств, побуждений.)
Характерными чертами Жизни являются желание и инстинкт
обладания. Также, как физический варвар отдает преимущество телу и
развитию физической силы, а здоровье и удаль считает своим эталоном и целью,
варвар виталистический или экономический считает эталоном и целью удовлетворение
желаний и прихотей, обладание и накопление. Его идеал человека — не
культурный, благородный, вдумчивый, нравственный или религиозный человек, но
человек преуспевающий. Достигать, преуспевать, производить, накапливать,
обладать — вот в чем видит он смысл своего существования. Накопление все новых
и новых богатств, присвоение все новых и новых владений, изобилие,
эффектность, удовольствие, безвкусица обременительных роскошеств, избыток
удобств и комфорта, лишенная красоты и благородства жизнь, вульгаризованная
или холодно формализованная религия, политика и управление, превращенные в
торг и профессию, само наслаждение, сделавшееся бизнесом, — такова суть
коммерциализма. Для естественного «необращенного» экономического человека
красота -вещь бесполезная или докучливая, искусство и поэзия — легкомысленный
вздор или бахвальство и способ саморекламы. В его представлении
цивилизованность — это комфорт, мораль — это соблюдение общественного
благоприличия, политика — это поощрение промышленности, освоение новых
рынков, эксплуатация и торговля под флагом
государства, религия — это, в лучшем случае, формализм набожной благочестивости
или удовлетворение определенных виталистических эмоций. Он ценит образование
за то, что оно выгодно как способ подготовки человека к успеху в основанном на
конкуренции или, возможно, социализированном индустриальном существовании,
науку — за ее полезные изобретения и знания, за удобства и комфорт, за производящее
оборудование, которым она оснащает его, за ее организующую и регулирующую силу,
за ее стимуляцию производства. Богатый плутократ, а также преуспевающий
мастодонт-капиталист и организатор производства — вот супермены коммерческого
века и подлинные, хотя зачастую и тайные, правители общества этой эпохи.
Варварство этого существования заключается в
присущей ему погоне за витальным успехом, удовлетворением, продуктивностью,
накоплением, обладанием, наслаждением, комфортом, удобствами ради них самих.
Витальная часть человеческого существа — это столь же неотъемлемый элемент
интегрального бытия человека, как и его физическая часть; ей отводится свое
место, но она не должна занимать более важного места. Человеку подобает жить в
обществе полной, хорошо организованной и обустроенной жизнью, но при условии,
что это будет истинная и прекрасная жизнь.
И жизнь, и тело существуют не ради самих себя, а
ради того, чтобы служить носителями и инструментами более высокого, чем заключенное
в них, блага. Они должны быть подчинены превосходящим их нуждам ментального
существа, очищены и облагорожены более великим законом истины, добра и
красоты, прежде чем смогут занять присущее им место в целокупности
человеческого совершенства. Поэтому в коммерческом веке с его идеалом,
вульгарным и варварским, успеха, виталистического удовлетворения,
продуктивности и обладания душа человека может задержаться на время, чтобы
приобрести определенные достижения и опыт, но не может остановиться насовсем.
Если бы она пробыла в нем слишком долго, Жизнь могла бы стать чрезмерно
пресыщенной и погибнуть под бременем избыточных накоплений или же разорваться
от перенапряжения в безудержном росте и экспансии. Подобно слишком массивному
титану, она бы рухнула под собственным весом, mole met sua *.
( * Цитата
из Горация (Оды. 3.4.64)).
Есть два очага мощного сопротивления: все, что связано с
политикой, и все, что связано с деньгами. Изменить отношение людей к этим двум
вещам труднее всего...
Что касается финансовых отношений, то есть нахождения
простого средства обмена и производства... точнее, это средство должно было
быть простым — проще, чем примитивная система натурального обмена, когда людям
приходится отдавать одну вещь, чтобы получить другую, -и при этом быть
всемирным, универсальным: нахождение такого средства совершенно необходимо для
упрощения жизни. Так вот, сейчас из-за особенностей человеческой природы
происходит прямо противоположное! Ситуация стала почти... невыносимой. Сейчас
с трудом удается поддерживать даже минимальные взаимосвязи с другими странами,
и это хваленое средство обмена, которое должно было все упростить, настолько
все усложнило, что мы можем скоро зайти в тупик, — мы очень и очень близки к
этому, мы почти ничего не можем сделать, мы связаны практически во всем. Даже
если тебе понадобилась какая-то совершенно ничтожная мелочь из другой страны,
ты вынужден будешь пройти такие сложные и запутанные процедуры, что в конце
концов решишь, что лучше уж сидеть в своем тихом уголке и довольствоваться
картошкой, выращенной у себя в огороде, не надеясь узнать хоть что-то о том,
что происходит где-то еще.
Итак, две эти вещи сильнее всего сопротивляются трансформации.
Все, что связано с политикой и с деньгами, в человеческом сознании наиболее
подвластно силам неведения, несознания и, нужно сказать, чаще всего — злой
воли. Это то, что наиболее упорно отрицает всякий прогресс и всякое движение к
истине; и к сожалению, в каждом человеке есть этот очаг сопротивления, который
остается ограниченным и косным и отвергает все непривычное, не проявляя
никакого понимания. Поистине героический акт — взяться за эти вещи и
трансформировать их. Вот и мы пытаемся сделать это, ведь если этого не сделать,
то невозможно будет изменить условий на земле.
Последние сто лет или около того человечество страдает от недуга,
который, похоже, распространяется все шире и шире и который достиг своего
пика в наше время; это то, что мы можем назвать «утилитаризмом». Создается
впечатление, что сегодня люди и вещи, обстоятельства и
действия рассматриваются и оцениваются исключительно под этим углом зрения.
Если что-то не несет в себе какой-либо пользы или выгоды, то оно не имеет
никакой ценности. Конечно же, что-то полезное всегда лучше, чем что-то бесполезное.
Но сначала мы должны договориться о том, что именно мы считаем полезным —
полезным для кого и для чего?
Ибо сегодня нации и сообщества, считающие себя цивилизованными,
все больше и больше рассматривают как полезное все то, что может привлекать,
приносить или приумножать деньги. Обо всем судят с точки зрения денежной
выгоды. Вот что я называю «утилитаризмом». И эта болезнь чрезвычайно заразна,
ведь ей подвержены даже дети.
Вместо того, чтобы жить в свойственных юным мечтах о красоте,
величии, совершенстве — мечтах, которые, быть может, слишком возвышенны для
заурядного здравого смысла, но которые тем не менее далеко превосходят этот
серый и убогий здравый смысл, — дети сегодня мечтают о деньгах и озабочены
тем, как их заработать.
Даже раздумывая о своей учебе, они прежде всего
думают о том, что будет для них более полезным и выгодным, чтобы позднее, когда
вырастут, иметь возможность заработать много денег.
И самым важным для них становится подготовка к успешной сдаче
экзаменов, поскольку со всеми этими дипломами, сертификатами и титулами они
смогут рассчитывать на хорошее положение и высокие посты, а значит, на хорошие
деньги. Иной цели и иного интереса в обучении у них нет.
Учиться ради обретения знания, ради постижения тайн Природы и
жизни, заниматься самообразованием и саморазвитием, чтобы повышать свою
осознанность, развивать самодисциплину, чтобы в совершенстве владеть собой,
преодолевать собственные слабости и недостатки, побеждать собственное
невежество, готовить себя к тому, чтобы сделать свою жизнь движением к цели
более благородной и широкой, более возвышенной и истинной... обо всем этом они
едва ли задумываются, ибо все это для них — полнейшая утопия. Единственное,
что имеет значение, — это быть прагматичными: готовиться, учиться, прилагать
все силы только ради того, чтобы заработать деньги.
Мать
СИЛА ДЕНЕГ – ПРИРОДА И
ЦЕННОСТЬ
Деньги -- это видимый символ универсальной силы;
сила эта в своем проявлении на земле действует на витальном и физическом
планах и необходима для полноты внешней жизни. По своему происхождению и в
истинном своем действии она принадлежит Божественному. Но, подобно другим силам
Божественного, она ниспослана сюда и в невежестве низшей Природы может быть
захвачена эго для собственных нужд или попасть под влияние асуров, которые
искажают ее в соответствии со своими целями. Поистине это одна из тех трех сил
— власть, богатство, секс, что обладают наибольшей привлекательностью для
человеческого эго и для асура; в большинстве случаев с этими силами неверно
обращаются и ими злоупотребляют те, кто имеет с ними дело. Те, кто стремится к
богатству или обладает им, — гораздо чаще его рабы, чем владельцы; лишь
немногим удается полностью избежать того негативного влияния, которое ныне
присуще богатству вследствие длительного владения этой силой и ее извращения
асурами. По этой причине большинство духовных учений настаивает на полном
самоконтроле, отрешенности и необходимости отринуть всякую зависимость от богатства
и всякое личное, эгоистическое желание владеть им. Некоторые даже устанавливают
запрет на деньги и богатство и провозглашают бедность и нищету единственным
условием духовной жизни. Но это ошибка; таким образом эта сила — богатство —
остается во власти сил враждебных. Отвоевать ее для Божественного, которому она
принадлежит, и распоряжаться ею божественным образом для Божественной жизни —
вот супраментальный путь для садхака.
Шри Ауробиндо
Под деньгами обычно подразумевают банкноты, монеты или те или иные
материальные богатства, драгоценности и т. д. Но все это – лишь физический
эквивалент определенной силы, которой можно манипулировать при помощи витального
и которая, когда ею обладают и ее контролируют, почти автоматически приносит с
собой эти более материальные эквиваленты денежной силы. Это своего рода
власть, возможность привлечения определенных очень материальных вибраций,
которая заключает в себе также способность к практическому использованию этих
вибраций, а их использование усиливает саму эту власть. Это напоминает
эффект физических упражнений: их сила возрастает по мере занятий.
Например, если вы обладаете контролем над этой силой — эта сила в
витальном мире имеет цвет, изменяющийся от красного, темного, чрезвычайно
интенсивного красного до густо-золотого, не слишком яркого, но и не бледного.
Так вот, если привести эту силу в движение, если заставить ее циркулировать,
то она становится мощнее. Эту силу нельзя накапливать или хранить без дела,
она должна быть задействована, быть в обращении. Например, скупые люди, которые
скапливают все деньги, все богатства, которые им удается привлечь к себе, тем
самым изымают эту силу из обращения, не используя ее энергию движения. В итоге
она либо ускользает от них, либо, лежа без движения, впадает в оцепенение и
утрачивает свою действенность.
Прежде всего, с финансовой точки зрения наша
деятельность основывается на следующем принципе: деньги не предназначены для
того, чтобы делать деньги. Идея, что деньги должны делать деньги, — это ложь и
извращение.
Предназначение денег — в том, чтобы преумножать благосостояние,
материальное процветание и продуктивность того или иного сообщества, страны, а
в высшем смысле — всей земли. Деньги – это средство, сила, энергия, а отнюдь
не цель как таковая. И, как любая сила, сила денег возрастает и приумножается,
когда она движется, циркулирует, находится в обращении, используется в деле, а
не когда ее накапливают и хранят без дела, без движения, вызывая ее застой и
омертвение.
Мы здесь пытаемся на конкретном примере доказать миру, что
посредством внутренней психологической реализации и внешней организации можно
создать мир, в котором большинство из причин человеческих страданий будет
устранено.
Придет день, когда все богатства этого мира, освобожденные наконец
от рабской подчиненности антибожественным силам, спонтанно и полностью отдадут
себя служению Божественной Работе на земле.
Мать
Предназначение денег — не в том, чтобы делать
деньги, подлинное предназначение денег – в том, чтобы подготовить землю к
приходу нового творения.
ДЕНЬГИ В ВЕРНЫХ
И В НЕВЕРНЫХ
РУКАХ
Сила денег в настоящее время находится под влиянием и в руках
сущностей витального мира. Именно из-за этого влияния вы никогда не увидите,
чтобы достаточно большие деньги были даны на дело Истины. Они всегда уходят
куда-то не туда, поскольку находятся во власти враждебных сил и являются одним
из главных средств, с помощью которых эти силы удерживают свое владычество на
земле. Власть враждебных существ над денежной силой очень мощно, всесторонне и
тщательно организована, и вытащить что-либо из этой скрупулезно организованной,
цельной структуры — труднейшее дело. Всякий раз, когда вы пытаетесь вытянуть
хоть немного денег у их нынешних хранителей, вам приходится выдержать яростную
битву.
И все же даже одна блестящая победа где-либо над враждебными
силами, которые владеют деньгами, сделала бы возможной победу одновременно и
автоматически также и во всех других точках. Если эти силы сдадут позиции в
одном месте, тут же все, кто сейчас чувствует, что не может
дать денег на дело Истины, вдруг почувствуют острое желание дать их. Нельзя
сказать, что эти богатые люди, которые в большей или меньшей
степени являются игрушками и орудиями в руках витальных сил, не склонны тратить
деньги. Их скупость пробуждается, только когда дело не касается их витальных
желаний и импульсов, поскольку, если речь идет об удовлетворении того или иного
желания, которое они называют своим, они с готовностью тратят столько, сколько
нужно. Но стоит только предложить им поделиться своим благосостоянием и
преимуществами своего богатства с другими, как им сразу же становится очень
трудно расстаться со своими деньгами. Контролирующая деньги витальная сила
подобна стражу, который хранит свои сокровища в огромном сейфе, всегда
накрепко запертом. Каждый раз, когда захваченные ею люди получают просьбу
поделиться своими деньгами, они задают множество самых разных осторожных и
внимательных вопросов, прежде чем хоть немного приоткроют свою мошну. Но как
только в них возникает витальный импульс со свойственной ему требовательностью,
страж тут же с радостью распахивает свой сундук и деньги текут потоком. Обычно
витальные желания, которым он подчиняется, связаны с удовлетворением
сексуальных импульсов, но очень часто он также отступает
перед желанием славы и почитания, желанием пищи или любым другим желанием,
принадлежащим тому же витальному уровню. Все, что не относится к этой
категории, подвергается тщательному допросу и досмотру, допускается с большой
неохотой и чаще всего в итоге отвергается. В тех, кто является рабами витальных
существ, желание истины, света, духовного осуществления если вообще и
затрагивает их, не может уравновесить привязанности к деньгам. Чтобы отвоевать
для Божественного деньги из их рук, фактически нужно победить и изгнать из них
дьявола: сначала вам придется одолеть или обратить витальную сущность, которой
они служат, а это задача не из легких.
Как можно вновь отвоевать деньги для Матери ?
А!.. Здесь есть один намек. Шри Ауробиндо говорит о том, что три
вещи взаимозависимы: власть, деньги и
секс. Действительно, эти три вещи взаимозависимы, и необходимо завоевать
все три, чтобы иметь полный контроль над любой из них, — когда ты хочешь
завоевать одну из них, ты должен взять под контроль и остальные две. Если человек
не подчинил себе все три эти вещи: желание власти, желание денег и желание
секса, – он не может по-настоящему твердо и уверенно обладать ни одной из них.
Что придает деньгам то огромное значение, которое
они приобрели сегодня в мире, это в большей мере не сами деньги — ведь за
исключением нескольких глупцов, гребущих деньги под себя и упивающихся самой
возможностью накапливать их, пересчитывать и т. д., в большинстве своем люди
хотят и добиваются денег ради удовольствий, которые они приносят. И это почти
равнозначно: каждая из этих трех вещей не только имеет собственную ценность в
мире желаний, но и опирается на две другие.
Я рассказывала вам свой опыт, когда я
встречалась с огромным черным змеем, который сторожит мировые богатства, все
земные сокровища — для доступа к ним он требовал господства над универсальным
сексуальным импульсом. Поскольку, согласно некоторым теориям, сама
потребность во власти имеет своим источником этот вид самоудовлетворения, то,
если добиться господства над ним, если устранить его из человеческого сознания,
жажда власти и желание денег в большей степени исчезнут автоматически.
Очевидно, что эти три вещи являются огромными препятствиями в человеческой
жизни на земле и если их не победить, у человечества вряд ли будет шанс
измениться.
Деньги – это такая вещь, которой не стоит иметь, пока вы не
избавитесь от желаний. Когда у человека больше нет никаких желаний, никаких
привязанностей, когда он обладает сознанием столь же обширным, как сама земля,
тогда он может иметь все деньги, какие только есть на земле, и это принесет
великое благо всем. Но если он не достиг этого, все его деньги будут для него
настоящим проклятием.
Человеку гораздо труднее быть добрым, быть здравомыслящим, быть
благоразумным и щедрым, особенно щедрым, когда он богат, чем когда он беден.
Я знала многих людей во многих странах, и во всех странах самыми щедрыми
людьми, каких я когда-либо встречала, были самые бедные. Но как только карманы
полны денег, человека словно бы поражает денежный недуг — жалкая привязанность
к деньгам. Уверяю вас, это сущее проклятие.
Так что первейшее дело для человека, имеющего деньги, – отдавать
их. Но, как уже говорилось, нельзя раздавать их налево и направо, без разбору:
не уподобляйтесь тем, кто занимается благотворительностью только потому, что
это наполняет их чувством собственной значимости, позволяет им упиваться тем,
какие они добрые и щедрые. Вы должны действовать саттвтеским путем, то
есть стараться найти деньгам наилучшее применение. А для этого каждый должен
обнаружить в своем наивысшем сознании, как он может использовать имеющиеся у
него деньги наилучшим образом. И деньги поистине не имеют ценности, если они
не задействованы, не пущены в обращение. Для любого человека деньги
приобретают какую-либо ценность только тогда, когда он тратит их.
Богатство — это сила: как я уже говорила, это одна из сил Природы
и она должна быть средством циркуляции, силой в движении, как текущая вода
является силой в движении. Это инструмент, который можно использовать, чтобы
производить или организовывать что-либо. Фактически, деньги — просто удобное
средство для осуществления свободной и полноценной циркуляции вещей.
Так что первейшее дело для человека, имеющего
Эта сила должна быть в руках тех, кто знает, как деньги, — отдавать их. Но, как
уже говорилось, использовать ее наилучшим образом, — то есть, как я уже сказала
вначале, людей, устранивших или тем или иным способом избавившихся от всякого
личностного желания и от всякой привязанности. К этому должно прилагаться
видение, достаточно широкое, чтобы понимать потребности и нужды земли, а также
знание, достаточно полное, чтобы знать, как организовать все эти потребности и
использовать эту силу при помощи этих средств.
Если, кроме того, эти существа обладают высшим духовным знанием,
то они могут использовать эту силу, чтобы постепенно построить на земле что-то
такое, что будет способно проявить божественную Силу, Энергию и Милость. И тогда
эта сила денег, богатство, эта финансовая сила, о которой я только что сказала,
что она подобна проклятию, станет подлинной всевышней благодатью для всех
существ на земле.
Мать
ДЕНЬГИ – ИСТИННОЕ ОТНОШЕНИЕ
Вам не следует отворачиваться с аскетической брезгливостью от
власти денег, от средств, которые она предоставляет, от вещей, которые она
приносит с собой, питать раджасическую привязанность к ним или лелеять
в себе дух рабского потакания жажде обладать ими. Просто считайте богатство
силой, которую нужно снова отвоевать для Матери и поставить ей на служение.
Все богатство принадлежит Божественному, и те, кто обладает им, —
это доверенные лица, попечители, но не владельцы. Сегодня оно у них, а завтра
может оказаться в другом месте. Все зависит от того, как они выполняют свой
долг попечителей, имея богатство в своем распоряжении, в каком духе, с каким
сознанием и для каких целей они употребляют его.
Когда вы лично имеете дело с деньгами, смотрите
на все, что у вас есть, что вы приобретаете, получаете, как на принадлежащее
Матери. Ничего не требуйте; когда же вы получаете что-то от нее, используйте
это для тех целей, для которых оно вам было дано. Будьте бескорыстными во всем,
в высшей степени скрупулезными, точными, внимательными даже в мелочах, будьте
достойным попечителем; никогда не забывайте: все, чем вы располагаете, — это
не ваша, а ее собственность. С другой стороны, все, что вам дается для нее,
благоговейно возлагайте перед нею; ничего не используйте ни в своих, ни в
чьих-либо еще интересах.
Не нужно преклоняться перед людьми из-за их богатства, пусть вас
не смущает их наружность, власть или влияние. Когда вы просите для Матери, вы
должны чувствовать, что именно она просит через вас лишь малую долю того, что
уже принадлежит ей; человек же, у которого вы просите, будет судим по своему
ответу.
Если вы свободны от влияния денежной заразы, но при этом в вас нет
и аскетического неприятия денег, то вы будете обладать большой властью
распоряжаться ими для божественной работы. Уравновешенность ума, отсутствие
каких-либо требований и полное посвящение Божественной Шакти и ее работе всего,
чем вы владеете и что получаете, а также всей вашей способности приобретать,
суть признаки такой свободы. Любое замешательство ума в отношении к деньгам и
их использованию, любое притязание, любое недовольство — это верный признак
некоего несовершенства или зависимости.
Идеальным в этом отношении садхаком будет тот, кто в случае
необходимости сможет жить в бедности, — при этом чувство, что он находится в
нужде, не обеспокоит его и не нарушит полноты игры божественного сознания
внутри него; если же от него потребуется, он сможет жить и богато и ни на
мгновение не охватят его ни собственнические чувства по отношению к своему
богатству или к вещам, которыми он пользуется, ни привязанность к ним; никогда
не попадет он ни в рабство к собственным желаниям, потакая им, ни в бессильную
зависимость от привычек, которые создает владение богатством. Божественная
Воля — это все для него, и божественная Ананда.
В супраментальном творении сила денег должна
быть возвращена Божественной Власти и использована для истинного, прекрасного
и гармоничного оснащения и устроения нового обожествленного витального и
физического существования, какой бы путь для этого ни избрала в своем
созидающем провидении сама Божественная Мать. Но прежде всего эта сила должна
быть вновь отвоевана для нее, и самыми сильными в этом завоевании будут те, кто
в этой части своей природы обладает силой и широтой, свободен от эго, те, кто
отрекся от себя ради Матери без всяких притязаний, утаиваний или колебаний, -
чистые и мощные проводники Высочайшего Могущества.
Вы сказали о силах, контролирующих деньги, что необходимы два
условия. Первое, нужно сохранять глубокий внутренний покой и безмятежность,
оставаясь не подверженным беспокойству, и не иметь желания денег. Второе, это
требует боджхапода
— понимания — универсальных сил. О каком понимании идет речь ?
Есть много путей. Даже в случае отдельного человека существуют
различные методы, я имею в виду в йогическом смысле, которым он может
следовать. Сначала вы должны сообщить о своей потребности Богу и попросить его
удовлетворить ее; этим ваш долг исчерпывается. В таком случае вам не нужно
никакого боджхапода — понимания — универсальных сил.
Мы же рассматриваем деньги как одну из сил Божественного и, так
же, как и со всем остальным, стремимся завоевать ее для Божественного "
жизни. Поэтому в нашем случае «понимание» [деятельности универсальных сил]
необходимо. Поскольку в настоящее время сила денег находится в руках
враждебных сил, естественно, нам приходится сражаться с ними. Как только они
видят, что вы пытаетесь свергнуть их, они стараются помешать вам. Вам нужно
задействовать силу более высокую, чем они, и одолеть их. Сначала они пытаются
поймать вас на крючок, жалуя вам успех, можно сказать — пробуя купить вас. Если
человек попадется на эту уловку, то его духовное будущее погибло.
Вы должны действительно следовать определенному ритму денежной
силы, ритму, который приносит деньги, и ритму, который их распределяет.
Вначале деньги даются вам; затем вы должны показать, что достойны обладать ими.
Вы должны доказать, что не растратите их понапрасну. Если вы растрачиваете их,
то теряете право обладать ими.
Что значит «растрачивать понапрасну» ?
Растрачивать значит растрачивать. Беспорядочно
швырять деньги направо и налево, неорганизованно и неразумно тратить их без
учета возможностей их приобретения или целесообразности вложения. Это не
значит, что вы должны копить деньги. Они даются, чтобы их тратить, Но мы должны
тратить их правильным образом — в должном порядке и организованно.
Даже промышленные магнаты соблюдают этот ритм, о котором вы говорите?
Конечно, иначе они не смогли бы стать богатыми, Они вбирают эту
силу, а затем опять испускают ее, затем она возвращается и опять направляется в
оборот. Именно по этой причине они приобретают колоссальные богатства. Эти
богатые люди зачастую не имеют привязанности к деньгам, они наслаждаются
подобным манипулированием витальной силой, а не самими деньгами.
Это жизненное движение?
Да. Таков был идеал вайшьи в противоположность банье — скупцу.
Вайшья был человеком, который мог добывать огромные богатства и щедро
тратить их, мог организовать правильный взаимообмен и следовать должному
ритму.
Шри Ауробиндо
Шри Ауробиндо говорит о «бессильной зависимости» от привычек,
которую порождает обладание богатствами.
Когда вы богаты и у вас много денег, вы обычно тратите их на
всевозможные приятные вещи (на то, чтобы ублажать себя), и вы привыкаете к этим
вешам, привязываетесь к ним, и если однажды все это уходит от вас, то вы
переживаете из-за этого, вы ощущаете себя несчастными, вы страдаете и
чувствуете, что все потеряно, потому что больше не имеете того, к чему
привыкли. Это и есть «бессильная зависимость», узы. Тот, кто не имеет
привязанностей, чувствует себя хорошо, когда живет в окружении всех этих вещей,
и так же хорошо, когда эти вещи уходят; он совершенно безразличен и к той, и к
другой ситуации. Таково правильное отношение: когда все это есть, он использует
это, когда нет, он обходится без этого. И для его внутреннего сознания нет
никакой разницы. Возможно, это удивляет вас, но это так.
Конфликт по поводу денег можно охарактеризовать
как «конфликт обладания», но истина в том, что деньги не принадлежат никому.
Эта идея обладания деньгами – полнейшее извращение, Деньги не должны
быть ничьей собственностью; как и сила или власть, это только средство действия,
которое вам дается, — и вы должны использовать их согласно, так сказать, «воле
Дающего», то есть неэгоистичным, безличным и просвещенным образом. Если вы
хороший инструмент для распространения и использования денег, то они приходят к
вам — и приходят в меру вашей способности использовать их в соответствии с их
предназначением. Таков истинный механизм.
Истинный подход таков: деньги — это сила, предназначенная для
работы на земле, работы, требуемой, чтобы подготовить землю к приему и
проявлению божественных сил, и она — то есть возможность ее использования —
должна перейти в руки тех, кто обладает наиболее ясным, многосторонним и
достоверным видением.
Для начала нужно (но это элементарно) хотя бы не иметь чувства
обладания, чувства собственности — что значит: «они мои»?.. Я как-то не совсем
понимаю. Почему люди хотят, чтобы деньги принадлежали им? — чтобы иметь
возможность пользоваться ими как понравится, делать с ними все что захочется и
распоряжаться ими как заблагорассудится? Так и есть. С другой стороны, есть такие,
кто любит хранить их где-то... но это уже болезнь. Чтобы быть уверенными, что у
них всегда будут деньги, эти люди копят их.
Если бы люди поняли, что нужно быть чем-то вроде принимающей и
передающей станции и что чем шире твой охват (что прямо противоположно
личностному подходу), чем более он безличный, многосторонний и широкий, тем
большую силу ты можешь удерживать («силу» — то есть в материальном эквиваленте
купюры и монеты). Способность удерживать, контролировать эту силу
пропорциональна способности использовать деньги наилучшим образом — наилучшим
с точки зрения общего прогресса, для чего необходимо широчайшее видение,
всеобъемлющее понимание и самое просветленное, точное и истинное
использование, не в соответствии с извращенными прихотями эго, но согласно
потребности всей земли, ради ее эволюции и развития. То есть широчайшее
видение открывает и величайшую способность управлять этой силой.
За всеми ложными движениями стоит истинное
движение; есть особая радость в возможности направлять, применять,
организовывать что-либо, добиваясь с минимальными потерями максимального
результата. Очень интересно обладать таким видением. И именно такова должна
быть истинная сторона у тех, кто хочет аккумулировать денежные средства, — это
способность использовать их в очень большом масштабе. Есть еще и такие, кому
очень нравится иметь деньги и тратить их; это уже что-то другое — это люди
щедрые по натуре, бесконтрольные и неорганизованные. Но радость от возможности
удовлетворять все истинные нужды, все потребности — это хорошо. Она
подобна радости от преобразования болезни в здоровье, лжи в истину, страдания в
счастье; это то же самое, что изменять искусственную (надуманную) и неразумную
потребность — которая не подкреплена ничем естественным — в возможность,
которая становится чем-то совершенно естественным. Столько-то денег нужно,
чтобы сделать то-то и то-то, столько-то нужно, чтобы устроить то-то, починить
то-то, построить то-то, организовать то-то, — это хорошо. И я понимаю, что
людям нравится быть каналами, через которые деньги идут в точности туда, где
они нужны...
Деньги не принадлежат никому. Деньги — это коллективная
собственность, которой должны распоряжаться только те, кто обладает интегральным,
всеобъемлющим и универсальным видением. Я бы добавила к этому еще кое-что: не только
интегральным и всеобъемлющим, но и истинным в своей сути; видением,
которое различает использование средств в соответствии нуждами всеобщего прогресса и их
использование для удовлетворения чьих-то прихотей и причуд. Но это уже детали
— ибо даже ошибки и даже, с определенной точки зрения, напрасные траты
способствуют общему прогрессу: это уроки, которые даются нам нелегко.
* * *
Если вас посещает идея: «Я хочу найти наилучшее
применение своим деньгам» (наилучшее не только с точки зрения какого-то
человека, считающего то или иное их применение полезным) — что ж, вы всегда
можете его найти. Обычно (хотя есть и
исключения), обычно люди, у которых много денег, ставят одно условие: это
должно принести им хотя бы какое-то удовлетворение. Они дают, но хотят
получить что-то взамен. Если они не бизнесмены и не дают свои деньги, чтобы
получить еще больше денег, если они, например, филантропы, которые хотят дать
денег, чтобы способствовать прогрессу человечества, они всегда хотят, более
или менее осознанно (но чаще совершенно осознанно), они всегда хотят, чтобы
это принесло им славу, своеобразное удовлетворение их самомнению. Они дают деньги
на создание школы — школа должна будет носить их имя. Они воздвигают где-то
монумент – тогда где-то должно быть указано, что г-н такой-то пожертвовал
деньги на его сооружение, и т. д. ...Когда я строила Голконду*, находились
люди, которые приходили ко мне или посылали ко мне других, чтобы сказать: «Я
охотно дам вам столько-то и столько-то, но вы должны будете поместить в одной
из комнат мраморную доску, на которой будет написано: «Эта комната построена
на средства, пожертвованные г-ном таким-то». Тогда я сказала: «Простите, я могу
сделать для вас такие мраморные доски, но я вымощу ими пол в подвале!» Вот
так-то.
Мать
·
Голконда — общежитие Ашрама Шри Ауробиндо.
АСКЕТИЗМ И БЕДНОСТЬ – НЕ
НАШ ИДЕАЛ
Существует, конечно, и аскетическая идея, которая
необходима многим и имеет свое место в духовном укладе. Я сам бы сказал, что
человека нельзя назвать духовно полноценным, если он не может жить аскетично
или вести столь же скудную жизнь, как беднейший отшельник. Очевидно, что
вожделение богатства и наживы должно уйти из его природы, так же как и
вожделение пищи и любое другое вожделение и всякая привязанность к этим вещам
должны быть устранены из его сознания. Но я не рассматриваю аскетический
образ жизни как необходимый для духовного совершенства или тождественный ему.
Существует путь духовного самообуздания и путь духовного самоотречения и
самопосвящения Божественному, состоящий в отвержении эго и желания даже в гуще
деятельности, при исполнении любой работы, которой может потребовать от нас
Божественное. Если бы это было не так, то в Индии не было бы великих духовных
людей, подобных Джанаке или Видуре, как не было бы даже и Кришны или же Кришна
не был бы владыкой Вриндавана, Матхуры и Дварки, правителем и воином,
колесничим на Курукшетре, но был бы лишь еще одним великим отшельником.
Индийские священные писания и традиция — в Махабхарате и в других местах —
отводят место как духовности отречения от жизни, так и духовной жизни действия.
Нельзя сказать, что индийская духовная традиция сводится к отвержению жизни, а
приятие жизни и действий всех видов, сарва кармана, это неиндийский,
европейский или западный и недуховный путь.
Не расточай дары направо и налево в показной благотворительности —
понимай и люби, когда помогаешь. Пускай душа твоя взрастает в тебе.
Помогай бедным, пока вокруг тебя есть бедные; но учись и борись
также и ради того, чтобы больше не осталось бедных, нуждающихся в твоем
вспоможении.
Издревле социальный идеал в Индии требовал от жреца добровольной
простоты жизни, чистоты,
учености и бескорыстного просвещения народа; от
правителя — ведения войны, управления обществом, защиты слабых и готовности
отдать жизнь на поле брани; от купца — развития торговли, получения выручки и
возвращения нажитых богатств обществу путем безвозмездного пожертвования; от
подневольного — труда на благо остальных, а также отказа от материального имущества.
В награду за неволю оно освобождало его от бремени самопожертвования, от
бремени пролития крови в битвах и от бремени обладания богатством.
Существование бедности — признак несправедливого и скверно
организованного общества, а наши благотворительные учреждения – это лишь первые
запоздалые проблески совести в сознании грабителя.
Вальмики, наш древний эпический поэт, относит к
признакам справедливого и просвещенного общественного уклада не только
всеобщую образованность, нравственность и духовность, но и отсутствие таких,
кто вынужден довольствоваться скудной пищей, отсутствие обездоленных, некоронованных
и непомазанных, а также и таких, кто живет как низкий и ничтожный раб роскоши.
Добровольная бедность благородна и благодатна для класса или
индивида, но она становится гибельной и лишает жизнь ее богатства и полноты,
если неправомерно утверждается в качестве общественного или национального
идеала.
Бедность имеет не большую необходимость для жизни общества, чем
болезнь для тела. И в том и в другом случае ложные привычки и незнание нашей
подлинной организации становятся причиной болезни, которой вполне можно
избежать.
Афины, а не Спарта являются прогрессивным типом человеческого
сообщества. Древняя Индия с ее идеалом обширных богатств и масштабных
расходов была величайшей нацией. Современная Индия с ее склонностью к
национальному аскетизму лишилась прежней силы, а жизнь нации совершенно
оскудела и пришла в упадок.
Не думай, что, когда ты преодолеешь материальную бедность, люди
станут жить в счастье и довольстве, а общество избавится от пороков, трудностей
и проблем. Это лишь самая первая и наименьшая задача, которую необходимо
решить. Пока душа в человеке остается неправильно организованной, в его
внешней жизни всегда будут волнения, беспорядки и революции.
Шри Ауробиндо
БИЗНЕС И ДУХОВНОСТЬ
Могу сказать, однако, что я не рассматриваю бизнес как нечто
пагубное и порочное — не более, чем его рассматривали таким образом в древней
духовной Индии. Если бы мое отношение к бизнесу было таким, я не мог бы
получать деньги от X или от наших учеников в Бомбее, занимающихся
торговлей с Восточной Африкой; как не могли бы мы и поощрять их в их работе —
напротив, мы должны были бы рекомендовать им отказаться от нее и заниматься
исключительно своим духовным прогрессом. Как нам примирить стремление X к
духовному свету и его фабрику? Не должен ли я сказать ему, чтобы он предоставил
ее самой себе и дьяволу, а сам отправился бы в какой-нибудь ашрам и предался
медитации? Если бы я сам имел такое же призвание к бизнесу, какое имел к
политике, я занимался бы им без малейших духовных или моральных угрызений. Все
зависит от того, в каком духе делается дело, на каких принципах оно строится и
во имя чего оно совершается. Я занимался политикой, причем наиболее
насильственной революционной политикой, гхорам карма, и оказывал
поддержку военным действиям, посылал на войну людей — даже
невзирая на то, что политика не всегда, а точнее, не часто является вполне
чистым занятием, как впрочем и войну нельзя назвать духовным направлением
деятельности. Но Кришна призывает Арджуну к участию в войне самого ужасного
рода и своим примером вдохновляет людей выполнять все виды стоящей перед человечеством
деятельности, сарвакармани*.
*( Имеется в виду
описываемый в Махабхарате диалог Кришны и Арджуны (Бхагавадгита), когда
Арджуна, герой и лидер рода пандавов, должен был во имя торжества истины и
справедливости сражаться против своих родственников кауравов, выступающих на
стороне зла. В решающий момент Арджуна отказывается сражаться, видя в убийстве
родственников тяжкий грех. Кришна, колесничий Арджуны, объясняет тому, что его
отказ сражаться приведет к еще большему злу и беззаконию, в то время как
победа над кауравами, являясь торжеством истины, принесет благо всем, в том
числе поверженным кауравам. Центральное откровение Шри Кришны заключается в
том, что человек должен утвердить свое сознание в Боге и совершать все
действия, к которым его побуждает Божественная Воля, с полной отрешенностью
как чистый, лишенный эгоизма проводник Божественного волеизъявления и действия
в мире, сознавая, что не он сам, но Бог совершает через него свою работу.)
Или, по-вашему, Кришна был бездуховным человеком и его совет
Арджуне был неуместным и ошибочным в принципе? Кришна идет еще дальше и заявляет,
что человек, совершая правильным образом и в правильном духе действия,
диктуемые ему его основополагающей природой, темпераментом и
способностями и согласующиеся с его дхармой, может продвигаться к
Божественному. Он провозглашает не меньшую уместность и нужность социального
типа вайшьи с его функциями и дхармой, чем типа браминов и
кшатриев. С его точки зрения вполне можно заниматься бизнесом, делать
деньги, получать прибыль и при этом быть духовным человеком, практиковать йогу
и иметь глубокую внутреннюю жизнь. Гита постоянно одобряет действия как
средство духовного спасения и опирается на йогу действий не меньше, чем на
йогу бхакти и знания. Кришна, тем не менее, определяет и еще более высокий
закон, согласно которому действия должны осуществляться без желания, без привязанности
к каким-либо плодам или вознаграждению, без всякого эгоистического пристрастия
или мотива, как жертва или подношение Божественному. Традиционный индийский
подход к этим вещам именно таков: можно заниматься любым делом, если оно
делается согласно дхарме, — и если выполнять его правильным образом,
оно не будет препятствовать движению человека к Божественному или обретению им
духовного знания и духовной жизни.
Шри Ауробиндо
* * *
Согласно пословице, «если где-то прибыло, значит, где-то убыло».
Означает ли это, что нельзя обогатиться, не обеднив кого-то другого?
Это не совсем так. Если вы что-то производите,
то это не обеднение, а обогащение; вы просто пополняете мировой оборот чем-то
еще, имеющим эквивалентную деньгам ценность. Но сказать, что если где-то
прибыло, значит, где-то убыло, можно о тех, кто спекулирует, кто делает бизнес
на бирже или в сфере финансовых операций, – здесь это действительно так.
Невозможно достичь финансового успеха, занимаясь спекуляцией, и не нанести
при этом ущерба другим людям. Но подобными случаями этот принцип и ограничивается.
Производитель же не делает никому «убыли», если получает прибыль в обмен на то,
что производит. Безусловно, нужно также учитывать ценность продукции, но если
эта продукция действительно является вкладом в общечеловеческое
благосостояние, то ее продажа не приносит никому убытка, а напротив, приумножает
это благосостояние. Это относится не только к материальной сфере — то же
самое, хотя и в несколько ином ключе, справедливо и для искусства, литературы,
науки – для продукта любого труда.
Когда я занимался бизнесом (экспорт-импорт), у меня все время было
такое чувство, как будто я граблю своих ближних.
Это жизнь за счет других, поскольку при этом возрастает число
посредников. Естественно, это, быть может, удобно, практично, но с общей точки
зрения и особенно из-за того, как все это делается, это просто жизнь за счет
производителя и потребителей. Человек становится посредником, совершенно не
имея в виду оказание услуг (потому что вряд ли найдется один на миллион, кто
руководствуется такой идеей), но потому, что это легкий способ заработать
деньги без всяких усилий. Но, конечно же, среди способов заработать деньги без
усилий есть много гораздо худших, чем этот! Им нет числа.
Друзья часто задавали мне один вопрос: «Когда человек вынужден
зарабатывать себе на жизнь, должен ли он просто следовать общепринятым
понятиям о честности или ему следует быть еще более строгим ?»
Это зависит от того, какое направление человек избрал в своей
жизни. Если он хочет быть садхаком, тогда само собой правила обычной морали
не будут иметь для него никакой ценности. Если же он обычный человек, живущий
обычной жизнью, то это чисто практический вопрос, не так ли? Он должен
придерживаться законов той страны, в которой живет, чтобы избежать всяческих
неприятностей! Но все эти вещи, которые в обычной жизни имеют очень
относительную ценность и могут восприниматься с долей снисходительности,
тотчас полностью изменяются, как только вы решаете посвятить себя йоге и устремиться
к божественной жизни. Тогда все ценности полностью изменяются; то, что
считается честным в обычной жизни, больше не является таковым для вас. Кроме
того, происходит столь масштабная переоценка ценностей, что прежний обычный
язык больше неприменим. Если человек хочет посвятить себя божественной жизни,
он должен делать это по-настоящему — то есть предаться ей полностью, ничего
больше не делать ради собственного интереса, зависеть исключительно от
божественной Силы, которой он себя посвятил. Все совершенно изменяется, не так
ли? — все, абсолютно все, это коренной переворот. То, о чем я только что читала
вам, относится лишь к тем, кто хочет практиковать йогу; для остальных это не
имеет смысла, этот язык для них бессмысленен, но для тех, кто хочет заниматься
йогой, это необходимо. То, о чем мы только что читали, справедливо для всех:
нужно быть осторожным и не пытаться оставаться в двух лодках, плывущих в разных
направлениях, одной ногой стоя в одной лодке, а другой – в другой. Именно это имел в виду Шри Ауробиндо,
говоря о том, что нельзя вести «двойную жизнь». Нужно выбрать что-то одно и
отказаться от другого — нельзя идти и туда, и сюда.
Это не значит, однако, что нужно обязательно отбрасывать те
условия, в которых человек живет: полному изменению подлежит внутреннее отношение,
а не внешние условия. Можно делать то, к чему ты привык, но с совершенно иным
отношением. Я не говорю, что нужно отказаться от всего, что есть в жизни, и
обязательно удалиться в уединение, в какой-нибудь ашрам, чтобы там
заняться йогой. Правда — в том, что практиковать йогу в мире в современных
условиях жизни гораздо труднее, но она будет и более полноценной.
Если кто-то нажил много денег нечестным путем, можно ли попросить
часть из них для Божественного ?
Шри Ауробиндо дал ответ на этот вопрос. Он говорит,
что деньги сами по себе являются безличной силой: то, каким образом вы
приобретаете деньги, затрагивает только вас лично. Это может причинить вам
огромный вред, может повредить и другим, но это никоим образом не влияет на саму
природу денег, остающихся всецело безличной силой: у денег нет цвета, вкуса,
психологического сознания. Это просто сила. Это все равно, что сказать, что
воздух, прошедший через легкие негодяя, более порочен, чем воздух, прошедший
через легкие честного человека, — я так не думаю. Я полагаю, результат — один
и тот же. Можно из соображений практического характера отказаться от денег,
которые были украдены, но только из чисто практических причин, а не из причин
божественных. Это всецело человеческое представление. Можно исходя из
практической точки зрения сказать: «Нет, ты приобрел эти деньги отвратительным
способом, и я не хочу предлагать их Божественному», – поскольку у вас
человеческое сознание. Но если мы возьмем кого-то (рассмотрим наихудший
пример), кто совершил убийство и таким способом приобрел какие-то деньги; если
его вдруг охватывают ужасные муки совести и раскаяния и он говорит себе: «Мне
остается сделать с этими деньгами только одно — отдать их туда, где они будут
использованы наилучшим, самым безличным путем», — мне кажется, что это движение
предпочтительнее, чем использование денег ради самоублажения.
Я сказала, что причины, которые могут удерживать вас от получения
денег, приобретенных нечестным путем, могут быть чисто практического свойства,
но могут быть и более глубокие причины, не хочу говорить морального, но
духовного характера – с точки зрения тапасьи. Можно сказать кому-то:
«Нет, деньги, нажитые таким ужасным путем, не принесут тебе блага; единственное,
что тебе остается, это вернуть их обратно» — человек может почувствовать, что,
к примеру, возврат денег их законному владельцу поможет совершить больший
прогресс, чем просто их пожертвование на какое бы то ни было дело. Возможна и
такая точка зрения — нельзя устанавливать каких-то правил. В каждом отдельном
случае все может быть совершенно по-разному. Но вы не должны думать, что это
каким-то образом затрагивает сами деньги; на деньги как всеземную силу не
оказывает никакого воздействия способ, которым их приобрели, он никоим образом
не может повлиять на них. Деньги остаются все теми же — ваши купюры остаются
прежними, ваши слитки золота остаются прежними – и, поскольку они несут в
себе свою силу, их сила остается такой же, как и раньше. Нечестный способ их
приобретения причиняет вред только самому человеку, который совершил такой проступок,
— это очевидно.
Затем, есть еще один вопрос: что было на уме у вашего нечестного
человека, когда он решил отдать свои деньги на дело, которое считает божественным?
Сделал ли он это, чтобы облегчить сердце, или из тонкого расчета в качестве
меры предосторожности? Безусловно, это не слишком хороший мотив и его нельзя
поощрять, но если человек испытывает глубокое раскаяние и сожалеет о содеянном
и чувствует, что единственное, что можно сделать, — это избавиться от этих денег,
нажитых таким неправедным путем, и как можно лучше использовать их на общее
благо -против этого нечего возразить. Нельзя принимать каких-то общих решений
— все зависит от конкретного случая.
Вот только — если я правильно поняла, что ты
имел в виду, — если ты знаешь, что кто-то приобрел деньги недостойным путем,
очевидно, было бы неправильно идти и просить у него денег на какое-то
божественное дело, поскольку это была бы своего рода «реабилитация» того
способа, которым он нажил деньги. Нельзя просить денег у такого человека, это
невозможно. Если он вдруг по какой-то причине сам предлагает их, тогда нет
резона отказываться. Но совершенно невозможно идти и просить у него денег,
поскольку это все равно что узаконить тот способ, которым он наживает деньги.
Разница огромная.
И еще, обычно в подобных случаях те, кто идет и просит денег у
таких мошенников, прибегают к различным способам устрашения и запугивания: они
угрожают им, пусть не физически, но всяческими карами, которые ожидают их в будущем,
неприятностями, которые могут с ними случится, и т. д. — они пытаются запугать
их. Это не самый лучший способ. К таким средствам прибегать не стоит.
Уже в течение года я работаю в лаборатории, где проводятся
исследования по улучшению качества вина и других алкогольных напитков. На юге
Франции, где я живу, большинство населения зарабатывает себе на жизнь возделыванием
виноградников и продажей вина. Сам я не пью, будучи совершенно уверен, что
алкоголь наносит огромный ущерб всему человечеству.
Поэтому из-за своей работы я переживаю внутренний конфликт. Я не
в ладу со своей совестью и спрашиваю себя: «Могу ли я продолжать участвовать в
таком деле и работать в таком окружении ?»
Вот несколько советов, которые могут помочь вам найти решение
вашей проблемы.
Я могла бы сказать вам, как делают многие из тех, у кого просят
совета, что только вы сами можете решить свой вопрос, поскольку нет однозначного
правила, которое предписывало бы, что нужно делать в той или иной ситуации.
Каждый случай своеобразен, каждый человек своеобразен и даже для одного и того
же человека правильное действие, то, что надлежит делать, отличается в
зависимости от внутреннего состояния сознания, от достигнутого уровня развития.
Но вряд ли это помогло бы вам найти приемлемое решение. Ваш ум
продолжал бы вращаться вокруг самых разных аспектов вопроса, советов и
примеров, зачастую противоположных, приводимых тем или иным человеком, так и
не приходя к знанию того, что нужно делать на самом деле. Единственный способ
выйти из затруднения – препоручить и саму проблему, и ее решение
Божественному. Пусть вами владеет одно стремление: в каждый момент исполнять
Божественную Волю, делать то, что нужно, так, как должно.
«Но как исполнить Божественную Волю, если она мне не известна?» -
спросите вы. - Моя проблема как раз в том и состоит, как ее узнать, узнать, что
я должен делать. После этого все будет просто».
Нет, Божественная Воля — это не приказ начальника, который вы
просто должны исполнять. Здесь требуется не повиновение, а нечто гораздо
большее — и гораздо более трудное. Нужно полностью предоставить Божественному
устраивать вашу жизнь, а не хотеть устраивать ее самому (пусть и в соответствии
с Божественной Волей). Если вы сможете сохранять интенсивное и постоянное
стремление, о котором я только что сказала, и с такой внутренней позицией выполнять
работу, которая приходит к вам, обстоятельства сами по себе будут становиться
такими, какими они должны быть. Если вам следует изменить род деятельности,
обстоятельства изменятся сами собой и приведут вас к правильному роду занятий,
к той работе, которую вам надлежит исполнить.
Это трудный подход, очень трудный, ибо мы привыкли действовать
самостоятельно, даже когда принимаем совет или приказ. Чтобы достичь в этом
успеха, необходима абсолютная искренность и полное отсутствие самолюбия и
тщеславия, а также неколебимая вера и совершенное доверие Божественному.
Мать
Глоссарий
Аианда — блаженство, упоение, духовный экстаз; основополагающий принцип
самосущего наслаждения, составляющий природу трансцендентного бесконечного
бытия.
Арджуна — в Махабхарате — третий из братьев пандавов; искусный лучник;
главный герой войска пандавов в битве на Курукшетре; имел очень близкие дружественные
отношения с Кришной, который в битве на Курукшетре был его колесничим. Диалог Кришны и Арджуны на поле битвы лег в
основу Бхагавадгиты — одного из центральных священных писаний Индии.
Асуры — владыки антибожественного мира; титаны тьмы.
Ашрам — обитель духовного учителя, где вместе с ним живут его ученики и
последователи.
Брамин (брахман) — человек, принадлежащий первому из четырех
сословий древнеиндийской социальной системы (чатурварна): жрец знания; человек,
посвятивший себя познанию, размышлению и философии, а также просвещению.
Бхагавадгита — «Песнь Блаженного Господа» — знаменитое священное писание
Древней Индии (эпизод Махабхараты), составленное в форме диалога между Шри
Кришной как Божественным воплощением и Арджуной, его преданным другом и
учеником, происходящего на поле Курукшетра.
Бхакти — любовь к Божественному, преданность Божественному.
Вайшья — человек, принадлежащий третьему из четырех сословий
древнеиндийской социальной системы (чатурварна): человек экономический,
производитель и накопитель материальных благ, торговец, ремесленник,
земледелец.
Вальмики — легендарный мудрец, который считается первым поэтом и
автором великого эпоса Рамаяна, в котором он сам выступает как один из
персонажей. Труд Вальмики оказал огромное влияние на формирование культурного
пространства и менталитета Индии. Созданные им персонажи Рама и Сита,
Лакшма-на и Хануман стали предметом преклонения и образцом для подражания для
неисчислимых поколений народов Индии и до сих пор являются неотъемлемой частью
ее жизни.
Видура — в древнеиндийском эпосе Махабхарата -сын великого мудреца Вьясы
от рабыни; считался воплощением бога Дхармы; отличался глубокой мудростью и
духовным равновесием, позволявшими ему проявлять духовную истину в мирской
деятельности.
Витальное — жизненная сила, проявляющаяся в человеческом существе в
виде существа желаний, эмоций, чувств, побуждений, амбиций и т. д.
Вриндаван — лесная роща в районе Матхура, где прошли
детство и юность Кришны. На месте этой рощи в настоящее время существует
одноименный город, являющийся главной святыней для почитающих Кришну.
Гита — см. Бхагавадгита.
Дварка (Дварака) — в Махабхарате — город-крепость, столица народа ядавов.
Джанака — в древнеиндийском эпосе Рамаяна — отец главной героини Ситы,
царь страны Видехи, прославившийся своим великим духовным знанием, святостью
и свободой от привязанностей. Для Шри Ауро-биндо Джанака был олицетворением
освобожденной души, которая не уходит от мира, но, напротив, используя силу
своего знания, непривязанности и любви ко всем созданиям, правильным образом
организует, поддерживает и направляет становление мира и человечества.
Дхарма — Закон; основополагающий закон бытия как индивида, так и социума
во всех его проявлениях: религиозном, социальном, этическом, нравственном и т.
д.; правильный закон индивидуальной и социальной жизни.
Кришна (Шри Кришна) — Божественное воплощение, ипостась
Божественного Блаженства; в индуизме считается восьмым и полным воплощением
Вишну, хранителя мира. В земном воплощении — правитель народа ядавов, царь и
воин; прославился своими великими подвигами и победами над множеством могущественнейших
демонов; неявным образом направлял описанное в эпосе Махабхарата
противоборство двух царских родов пандавов и кауравов во имя поддержания
Истины на земле; принимал участие в битве между ними на поле Курукшетра как
колесничий Арджуны, одного из пандавов.
Курукшетра — «поле племени куру» – равнина, на которой, согласно сюжету
Махабхараты, происходила битва двух родовых кланов пандавов и кауравов;
расположена недалеко от Дели; считается священным местом. В результате этой
битвы, неявным образом подготовленной и направляемой Шри Кришной, были
уничтожены противоборствовавшие родовые кланы одержимых демонами кшатриев и
в Индии была создана единая империя под справедливым правлением царя
Юдхиштхиры, что позволило на длительный срок сохранить целостность страны и
пронести сквозь мрак периода кали-юги, эпохи беззакония и тьмы, духовное
знание, раскрытие которого в наше время подготавливает наступление эпохи
истины и света, сатья-юги.
Кшатрий — человек, принадлежащий второму из четырех сословий
древнеиндийской социальной системы (чатурварна): человек силы, власти и
действия, правитель, воин, вождь, руководитель. Матхура — древний город
на правом берегу реки Ямуны; место рождения Кришны, один из семи священных
городов индуизма.
Махабхарата — «сказание о великой битве потомков
Бхараты» — великая эпическая поэма древней Индии, вероятно самая большая в мире
по своему объему, отличающаяся как высокой литературной ценностью, так и
глубоким религиозно-этическим и духовным содержанием; авторство приписывается
легендарному мудрецу Вьясе.
Ментальное — умственное существо человека и сфера его проявлений.
Плутократ — человек, обладающий влиянием и властью благодаря своему
богатству.
Раджас — наряду с саттвой и тамасом одно из трех качественных
состояний универсальной Природы, гун, — состояние действия, желания и страсти;
сила движения (выражается в виде качеств борьбы, усилия, страсти и действия).
Садхак — осуществляющий духовную практику.
Саттва — наряду с раджасом и тамасом одно из трех качественных
состояний универсальной Природы, гун, — состояние света, равновесия и
умиротворенности; сила равновесия (выражается в виде качеств доброты,
гармонии, счастья и света).
Тапасья — концентрированное духовное усилие, практика.
Шакти — Энергия, Сила, Воля; самосущая, самосознающая, самореализующая
творческая Сила Господа; Божественная Мать.
шри ауробиндо
—
выдающийся мыслитель, общественный деятель, поэт, йогин -. родился в Калькутте
15 августа 1872 г. С семилетнего возраста обучался в Англии; окончил
Королевский колледж в Кембрид-же, В возрасте 21 года он возвращается в Индию. В
течение последующих 13 лет занимает различные посты в администрации г. Бароды,
преподает английскую и французскую литературу в местном университе-те, а в 1906
г. переезжает в Калькутту, где становится ректором Национального колледжа.
Кроме того, в эти годы он включается в активную политическую борьбу за
независимость Индии и погружается и изучение ее культурного и духовного
наследия. В 1904 г он решает ступить на путь йоги, стремясь использовать
духовную силу для освобождения своей родины.
В 1908г Шри Ауробиндо был
арестован по подозрению в организации покушения на одного из чиновников
британского колониального правительства и оказался в тюрьме с обвинением,
грозившим ему смертной казнью, однако по окончании следствия, длившегося целый
год, был полностью оправдан и освобожден.
В 1910 г., повинуясь внутреннему голосу, он оставляет «внешнюю» революционную
работу и удаляется в Пондичери, французскую колонию на юге Индии, чтобы
продолжать интенсивные занятия йогой. На собственном опыте реализовав высшие
духовные достижения прошлого, Шри Ауробиндо смог превзойти их и осознал, что
окончательной и закономерной целью духовных поисков является полная
трансформация человека, вплоть до физического уровня, и воплощение на земле
божественной жизни. Достижению этой цели он посвятил оставшиеся сорок лет
жизни.
Шри Ауробиндо оставил
физическое тело 5 декабря 1950г. Его литературное наследие насчитывает 35
томов, среди которых мировоззренческие труды, обширная переписка с учениками,
множество стихов, пьес и грандиозная эпическая поэма «Савитри», которая явилась
действенным воплощением его многогранного духовного опыта.
мать (Мирра Альфасса)
родилась в Париже 21 февраля 1878 г, Ее отец был банкиром, выходцем из Турции,
а мать принадлежала к египетской королевской семье. Начальное образование Мирра
получила дома; она прекрасно рисовала, играла на фортепиано и делала успехи на
литературном поприще. Уже в детстве Мирра получила ряд духовных опытов,
которые, как она позднее вспоминала, заставили ее «осознать возможность
соединении человека с Всевышним и всесторонней реализации Его в жизни
божественной",
В 1906—1907 гг. Мирра дважды посетила Алжир, где изучала
оккультизм. Постепенно вокруг нее сформировалась группа духовных искателей. В
1914 г. Мирра отправляется в Индию, где встречает Щри Ауробиндо, узнав в нем
того, кто многие годы направлял ее внутреннее развитие. Она пробыла рядом с ним
около года и затем вернулась в Париж. В 1920 г. она приехала в Пондичери
насовсем.
Постепенно вокруг Шри Ауробиндо и Мирры собралась небольшая группа
учеников, которая со временем превратилась в Ашрам Шри Ауробиндо. Почти полвека
Мирра, которую теперь называют Матерью, руководила Ашрамом, и за это время он
вырос в огромную общину, насчитывавшую около 2000 членов. В 1951 г. Мать
создала школу, которая затем превратилась в Международный образовательный
центр. В 1968 г. она основала Ауровиль, международный город, расположенный
недалеко от Пондичери и насчитывающий сегодня около 1700 жителей —
представителей всех народов земли, стремящихся воплотить мечту Шри Ауробиндо о
едином человечестве.
Но прежде всего Мать была первопроходцем в области духовного опыта
и оккультной практики; ей удалось освоить такие уровни сознания, о
существовании которых люди не догадывались раньше. Ее литературное наследие
насчитывает 17 томов и представляет собой своего рода мост, перекинутый от
глобального видения и учения Шри Ауробиндо к проблемам обыденной жизни,
озаренной духовным Светом.
Мать оставила физическое тело 17 ноября 1973 г.
САВИТРИ
Санкт-Петербург
2003